Цель: определение изменения заболеваемости вирусными инфекциями у школьников 4 класса лицея №121 г. Казани при воздействии биполярного ионизатора Янтарь.
Методы исследования. В течение трех месяцев непрерывной работы биполярного ионизатора Янтарь, установленного в учебном кабинете начальной школы определялась динамика заболеваемости вирусными инфекциями среди 30 учеников 4 класса лицея №121 г. Казани. Сравнивались показатели заболеваемости вирусными инфекциями с марта по май за 2013 и 2014 годы.
Результаты. Количество заболевших вирусными инфекциями за указанный период в 2013 году составила 162 случая за 54 дня. В 2014 году составила 118 случаев за 56 дней. Расчет интенсивного показателя заболеваемости вирусных инфекций в 2013 году: 10%. Расчет интенсивного показателя заболеваемости вирусных инфекций в 2014 году: 7%. Абсолютное число заболевших детей за 3 месяца снизилось на 44 человека, что составляет 27%. Также отмечено общее снижение заболеваемости вирусными инфекциями на 3%.Наибольшая заболеваемость вирусными инфекциями наблюдалась в марте 2013-2014 гг и составила 8,3% и 6,6% соответственно.Критерий соответствия равен 9,3, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, применение биполярного ионизатора Янтарь оказывает влияние на уровень заболеваемости вирусными инфекциями.
Выводы. В течение трех месяцев непрерывной работы биполярного ионизатора Янтарь, установленного в учебном кабинете начальной школы число заболевших детей снизилось на 27%.
Заболеваемость вирусными инфекциями за трехмесячный период 2014 года снизилась на 3%, что доказывает положительное действие биполярного ионизатора Янтарь на состав воздуха в учебном кабинете. Конечно, снижение заболеваемости незначительное потому, что в домашних условиях воздействие ионизатора Янтарь отсутствовало.
Поскольку критерий соответствия в нашем примере равен 9,3, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, применение биполярного ионизатора Янтарь оказывает влияние на уровень заболеваемости вирусными инфекциями.
Введение
Городской воздух, помимо того, что он загрязнён промышленными отходами, содержитв 5-10 раз меньшеаэроионов, чем деревенский. Аэроионы необходимы нашему организму.Они повышают нашу жизнедеятельность, нервно-психический тонус, дают нам бодрость и хорошее настроение. Воздух, содержащий отрицательные и положительные аэроионы, нормализует функциональное состояние центральной и периферической нервной системы, а также состав и физико-химические свойства крови. Применение аэроионов улучшает легочную вентиляцию, увеличивает потребление кислорода и выделение углекислого газа, усиливает окислительно-восстановительные процессы в тканях. Отмечено стимулирующее действие аэроионов на белковый, углеводный и водный обмены, стабилизирующее влияние на уровень кальция и фосфора в организме, на концентрацию глюкозы в крови [1].
Действие ионизированного воздуха благотворно. Об этом говорят многочисленные опыты, проведённые Центральной лабораторией аэроионификации (ЦНИЛИ) над сельскохозяйственными животными: птицами, крупным рогатым скотом, свиньями, кроликами и т.д. Все они благополучно избавлялись от болезней, давали прирост в весе, увеличивалась жирность молока, резко сокращалась смертность [1].
При использовании аэроионотерапии облегчается течение ряда заболеваний носоглотки, дыхательных путей, сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь), кроветворных органов, нервной системы, эндокринного аппарата и т.д. Систематическое вдыхание аэроионов в концентрациях около 103 в кубическом сантиметре снижает утомляемость, сокращает необходимое время отдыха и значительно повышает внимание и трудоспособность. Насыщение аэроионами воздуха школьных помещений сокращает число заболеваний, увеличивает рост и вес детей и подростков. При работе биполярный ионизатор Янтарь снижает в окружающем воздухе общее микробное число на 82%, а количество патогенных грибков в 2 раза (данные отбора проб воздуха в клиническо-диагностических лабораториях Кемеровского кардиологического центра, 2006 год) [1].
Поэтому для минимизации всех отрицательных факторов нужно ионизировать воздух биполярным ионизатором, так как в лесу, на море и в горах присутствуют ионы обеих полярностей. В нормах СанПиН Минздрава РФ от 15 июня 2003 г. это записано как обязательное условие. Кроме того биполярные ионизаторы:
- не образуется электростатическое поле, а даже если оно было в помещении, оно нейтрализуется биполярным ионизатором
- выделение озона ниже предельно – допустимой концентрации (ПДК), сам озон является сильнейшим окислителем, и в больших дозах очень вреден
- в отличие от униполярных ионизаторов не образуются ионы азотных соединений, которые также очень вредны
- если вырабатываются только отрицательные ионы, лицо, одежда, все заряжается отрицательно, и новые вырабатываемые ионы просто не попадают в дыхательные пути, и пользы от таких отрицательных ионов не будет абсолютно никакой.
Поэтому можно говорить о том, что использовать биполярные ионизаторы нужно на всех рабочих местах, в медицинских и образовательных учреждениях, при аттестации рабочих мест, где установлены дисплейные терминалы, компьютеры. Это позволит снизить заболеваемость, утомляемость, поднять иммунитет, и предприятия, и сотрудники только выиграют. И самое главное, биполярные ионизаторы Янтарь не имеют побочных эффектов [1].
Цель исследования: определить изменение заболеваемости вирусными инфекциями у школьников 4 класса лицея №121 г. Казани при воздействии биполярного ионизатора Янтарь.
Задачи исследования:
Изучить заболеваний вирусными инфекциями за трехмесячный период.
Определить влияние аэроионов, выделяемых биполярным ионизатором Янтарь, на распространенность вирусных инфекций среди школьников 4 класса лицея №121 г. Казани.
Определить динамику заболеваемости вирусными инфекциями у школьников 4 классов лицея №121 г. Казани.
Материал и методы исследования:
В течение трех месяцев непрерывной работы биполярного ионизатора Янтарь, установленного в учебном кабинете начальной школы, выявить распространенность вирусных заболеваний и определить динамику заболеваемости вирусными инфекциями среди 30 учеников 4 класса лицея №121 г. Казани. Данные о заболеваемости школьников ежедневно заносить в патронажный журнал. Сравнить показатели заболеваемости вирусными инфекциями с марта по май за 2013 и 2014 годы. Из методов описательной статистики рассчитывались относительные величины (интенсивные и экстенсивные)
Расчёт показателя частоты встречаемости признака (интенсивного показателя): А
ИП = А/П х 100,
где ИП – частота признака в среде (заболеваемость вирусной инфекции),
А – абсолютные размеры явления (число случаев вирусной инфекции);
П – размеры среды, где наблюдается данное явление (население, общее число детей);
100 – коэффициент измерения, взятый нами кратный 100 (проценты) соответствует практике оценки частоты АГ.
Расчёт показателя структуры и доли (экстенсивного показателя):
ЭП = Часть А / å А х 100,
где ЭП – структура или доля явления или среды (доля случаев вирусной инфекции, которая встречалась в течение месяца),
Часть А – абсолютные размеры части явления или среды (число случаев вирусной инфекции, которая встречалась в течение месяца);
å А – абсолютные размеры всего явления или среды размеры среды (население, общее число детей);
100 – коэффициент измерения, традиционно в процентах [2,3].
Для оценки достоверности различий и взаимосвязь явлений с факторами определялся критерия соответствия. Критерий соответствия применяется когда результаты исследования представлены абсолютными величинами и результат исхода имеет много градаций (больные, здоровые). Критерий основан на предположении (нулевой гипотезе) об отсутствии разницы между величинами, полученными в результате выборочного наблюдения и теоретически вычисленными. Чем больше фактические величины отличаются от ожидаемых, тем больше уверенность, что изучаемый фактор оказывает существенное влияние. Вычисляется критерий соответствия по формуле: [2,3]
Результаты исследования:
После трех месяцев наблюдения были получены следующие результаты: количество заболевших вирусными инфекциями за указанный период в 2013 году составила 162 случая за 54 дня. В 2014 году составила 118 случаев за 56 дней.
Расчет интенсивного показателя заболеваемости вирусных инфекций в 2013 году:
162
ИП=----------------х100=10%
30х54
Расчет интенсивного показателя заболеваемости вирусных инфекций в 2014 году:
118
ИП=-----------------х100=7%
30х56
Абсолютное число заболевших детей за 3 месяца снизилось на 44 человека, что составляет 27%. Также отмечено общее снижение заболеваемости вирусными инфекциями на 3%.
Наибольшая заболеваемость вирусными инфекциями наблюдалась в марте:
Расчет экстенсивного показателя за март 2013 года
60
ЭП=-----------------х100=8,3%
24х30
Расчет экстенсивного показателя за март 2014 года
48
ЭП=-----------------х100=6,6%
24х30
Имеет место снижение экстенсивного показателя за март месяц на 1,7%.
Для вычисления критерия соответствия использовалась методика вычисления критерия соответствия, данные, полученные в ходе вычислений, занесены в таблицу 1.
Таблица 1.
Год | Всего учащихся | Фактическое число φ | Ожидаемое число φ1 | (φ- φ1) | (φ- φ1)² | (φ- φ1)² φ1 | |||||
не заболело | заболело | не заболело | заболело | не заболело | заболело | не заболело | заболело | не заболело | заболело | ||
2013 | 1620 | 1458 | 162 | 1482,5 | 137,45 | -24,5 | 24,5 | 600,25 | 600,25 | 0,4 | 4,4 |
2014 | 1680 | 1562 | 118 | 1537,45 | 142,54 | 24,5 | -24,5 | 600,25 | 600,25 | 0,3 | 4,2 |
Итого | 3300 | 3020 | 280 |
|
|
|
|
|
| Σ 9,3 |
Поскольку критерий соответствия в нашем примере равен 9,3, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, применение биполярного ионизатора Янтарь оказывает влияние на уровень заболеваемости вирусными инфекциями.
Выводы:
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
В течение трех месяцев непрерывной работы биполярного ионизатора Янтарь, установленного в учебном кабинете начальной школы число заболевших детей снизилось на 27%.
Заболеваемость вирусными инфекциями за трехмесячный период 2014 года снизилась на 3%, что доказывает положительное действие биполярного ионизатора Янтарь на состав воздуха в учебном кабинете. Конечно, снижение заболеваемости незначительное потому, что в домашних условиях воздействие ионизатора Янтарь отсутствовало.
Поскольку критерий соответствия в нашем примере равен 9,3, что больше табличного значения при числе степеней свободы n = (2-1)х(2-1)=1, то нулевая гипотеза оказалась несостоятельна, следовательно, применение биполярного ионизатора Янтарь оказывает влияние на уровень заболеваемости вирусными инфекциями.
Рекомендации:
В связи с наличием положительного влияния биполярного ионизатора Янтарь рекомендуем его установку во всех учебных учреждениях города.
Список литературы:
Научно-производственная фирма Янтарь: [сайт]. URL: http://www.ionization.ru (дата обращения: 24.09.14).
Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник для студентов мед. вузов/ Под ред. В.А. Миняева, Н.И. Вишнякова.- 3-е изд., испр.- М.: МЕДпресс-информ, 2004.-528с.
Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное руководство/ Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина и др.// Под. ред. Лисицына Ю.П.- Казань: Медикосервис, 1999. – 697с.
к.м.н. Бурмистрова Елена Константиновна, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, Медико-фармацевтический колледж